Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 18 г. Борисова"

Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 18 г. Борисова"

телефон: 8-0177-73-31-38
222518, Республика Беларусь, Минская область, г.Борисов, ул.Энгельса, 62

Родителям будущих первоклассников

Скоро в школу!

В школу без негатива

Подготовка ребёнка к школе – одна из самых стрессовых, тяжёлых как морально, так и финансово ситуаций в семье. Избежать её не получится, ведь без нужной подготовки чадо не сможет получить необходимые знания, установить благоприятный климат в коллективе, социализироваться и построить своё будущее. Так как же максимально подготовить малыша к школе? Что нужно сделать, чтобы он нормально отправился в первый класс?

Будь готов

За пару месяцев до дня «Х» родители начинают судорожно закупаться всем необходимым: ручками, тетрадями, дневниками, рюкзаками, забывая при этом о главном – психологической готовности ребёнка. А ведь именно по ней можно определить, надо ли ещё потерпеть год. Для этого нужно учитывать четыре её основных компонента.
• Интеллектуальную готовность. Для освоения учебной программы должны быть сформированы наглядно-образное и понятийное мышление. Малыш должен уметь принять некую задачу как учебную, выделить её и превратить в самостоятельную цель деятельности.
• Личностная (в т.ч. мотивационная) готовность. Иначе у ребёнка не получится адекватно воспринимать ту информацию, которую ежедневно преподносят ему учителя, а затем ещё и выполнять учебные задания.
• Социально-психологическая готовность. Должна быть сформирована сфера отношения ко взрослым, сверстникам, а также к самому себе.
• Готовность эмоционально-волевой сферы. В этот период возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям, меняется самосознание, в т.ч. и самооценка, а в поведении появляется произвольность, осваивается функция планирования собственной деятельности.

Правило двух «НЕ»

Следующий шаг – соблюдение правила двух «НЕ», или то, чего не стоит делать с детьми за несколько месяцев до 1 сентября:
1. Не нужно «доподготавливать» ребёнка к школе. Не надо читать, писать с ним каждый день, заставлять его что-либо учить. Дайте малышу почувствовать лето, отдохнуть как следует, ведь впереди его ждёт долгий и тяжёлый путь. Школа возьмет его в свои объятия и не отпустит целых 11 лет! Поверьте, он помнит, как писать и читать, просто не хочет сейчас этим заниматься. Если настойчиво просить чадо что-либо сделать, то у него может заложиться негативная установка, что «школа – это когда мама или папа постоянно требуют от меня то, чего я не хочу». Поэтому следует хорошенько повеселиться с ним оставшиеся пару месяцев и смело прийти первого сентября в школу отдохнувшим и весёлым!
2. Не обещать, что школа будет праздником. Не стоит рассказывать ребёнку о том, чего не будет, не обманывайте его. Для кого-то школа – это удивительно, весело и прекрасно, а для других – кошмар. Так всегда было, есть и, к сожалению, будет. Поэтому если для родителей школа была прекрасным местом с приятными переживаниями, то следует лишь сказать, что им понравилось туда ходить, но не более.

Ура, в школу!

Каждой маме и папе хочется, чтобы школа стала для их ребёнка чем-то значительным, радостным, тем более это очень длительный период. Поэтому этому событию нужно придать значимость, чтобы чадо ждало его с нетерпением. А для этого надо правильно начать.
1. Повысьте статус ребёнка. Скажите ему, что теперь он вырос, для него открываются новые дороги, на него возлагается ответственность, ведь теперь он не просто беззаботный малыш, а ученик. Устройте по этому поводу вечеринку, праздник, превратив этот день в памятное событие!
2. Устройте школьный шопинг. После вечеринки можно отправиться за школьными покупками, пусть ребёнок сам выбирает то, что ему понравится. Это закрепит начало совсем нового этапа в его жизни, что также будет очень приятно для него.
3. Укрепите иммунитет чада. Крайне важным является забота о здоровье малыша. Оказавшись в школе, ему придётся встретиться с десятками новых детей из разных семей, у которых разная микрофлора, поэтому иммунитет ребёнка будет подвержен серьёзному испытанию. Иммунитет не формируется за один день, поэтому задуматься о нём надо заранее. За несколько месяцев до первого сентября нужно начать фундаментально поддерживать иммунную систему. Например, если малыш получает витамины и пищевые добавки, то самое время переходить на ежедневные порции. А если родители считают, что полезные вещества и микроэлементы добирать нужно только овощами и фруктами, то их количество необходимо увеличить в 2–3 раза, но только тех, которые хочет чадо, чтобы оно получало от этого удовольствие. Также нельзя забывать о спорте и свежем воздухе, ведь ничего так не укрепляет организм, как весёлые физические нагрузки всей семьёй.
4. Приучите ребёнка к новому режиму. Школа – это режим. Режим определённого засыпания и пробуждения, нагрузок, которые малыш будет нести в течение длительного времени. И если сейчас он просыпается позже, чем в момент, когда ему придётся вставать в школу, то следует потихоньку приучать его вставать раньше на 10–15 минут и на это же время раньше ложиться спать. В этом случае у него не будет проблем с пробуждением к моменту начала школьных будней, он спокойно выдержит тот режим, в который попадёт, ведь тот будет уже привычным.

А если надоело?

Часто случается, что интерес к обучению у ребёнка со временем пропадает, ему становится тяжело, рутина выматывает, что негативно сказывается на физическом и психологическом здоровье. Как же помочь не потерять интерес к школе?

Чтобы не дать угаснуть увлечению школой и обучением, родителям необходимо быть очень внимательными к самочувствию чада каждое утро, когда он просыпается. Бывает, у некоторых детей к концу сентября обнаруживается некоторая усталость, пропадает пыл, ребёнок просто-напросто не хочет вставать, идти на занятия, ему тяжело, он нуждается в отдыхе. Многие родители боятся, если он пропустит хоть день, то ему трудно будет нагнать информацию. Однако это совсем не так, ведь самое важное – не упустить желание ходить в школу. Есть несколько способов вернуть чаду учебный задор.
• Прогуляйте вместе первый урок. Можно предложить поехать выпить молочный коктейль или вкусно покушать в кафе, а ко второму уроку вернуться. Малыш обрадуется, у него поднимется настроение, восполнят энергию, поэтому он с радостью вернётся на занятия, не пропустив при этом слишком много новой информации.
• Сделайте дополнительные выходные. Например, установить правило, что 3 дня в месяц, которые ребёнок выбирает сам, ему разрешается оставаться дома. На качество обучения и успеваемость это никак не повлияет, ведь дополнительный выходной подарит некую свободу и поможет быстрее восстановиться, отдохнуть и с новыми силами взяться за учёбу. С таким правилом детям не придётся придумывать причины, в частности различные болезни, чтобы улизнуть с уроков. Дети разные: для одних темп с понедельника по пятницу – это великолепно, а кому-то – невыносимо. Поэтому и время на восстановление требуется разное.

Родители редко глубоко задумываются, что школьный период – это долго, что это целых 11 лет! Им хочется, чтобы дети хорошо учились, но ведь за этот огромный промежуток времени будет столько взлётов и падений! И если сейчас спросить любого человека «Как ты проведешь ближайшие 11 лет своей жизни?», то вопрос поставит его в тупик, ведь он не знает, с чем может столкнуться, и особенно не знают этого дети. А родители зачастую самая важная поддержка для ребёнка, поэтому нужно обязательно верить своему малышу, внимательно относиться к его словам, давать определённую свободу. Тогда школа принесёт максимальный результат, а чадо выйдет человеком, который будет хотеть совершать что-то новое и интересное.

(по материалам журнала "Здоровый образ жизни")

 

Проблема готовности детей к школе является одной из важнейших в педагогике и психологии с давних времен. Ее значимость обусловлена тем общепризнанным фактом, что поступление в школу коренным образом меняет жизнь ребенка и поэтому возникают трудности, с которыми дети справляются по-разному. От чего это зависит? От подготовленности. Насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом будет зависеть успешность его обучения.

В структуре психолого-педагогической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.

Готовность ребенка к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства.

Обеспечить гармоничное, разностороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только совместные усилия воспитателей дошкольного образования и родителей.

О чем стоит знать родителям будущего первоклассника?

  • Иногда родители начинают загружать малыша еще до школы, превращая его в ученика раньше времени. А некоторых детей недостаток времени для игр приводит просто в отчаяние. Стоит ли удивляться, что к учению такой ребенок не испытывает особо теплых чувств.
  • В безудержном стремлении дать ребенку полноценное и разностороннее образование нетрудно потерять чувство меры. Родителями часто не учитываются его реальные возможности. Многочисленные дополнительные занятия иногда не развивают ребенка, а истощают его. Не хватает свободного времени для саморазвития, собственных интересов, общения со сверстниками.
  • Вольно или невольно родители формируют у будущего первоклассника определенное отношение к школе. Они заранее пугают: «Вот пойдешь в школу, там тебя заставят учиться!». Другие, наоборот, уверенны в способностях своего чада и наоборот, уверены в способностях своего чада и готовят его только к успехам, а не трудностям.
  • Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если родители требуют от ребенка совершенства во всем. И каждую низкую отметку воспринимают как трагедию. Не следует ждать только наивысших результатов, требовать, чтобы ребенок был отличником.
  • Необходимо научить ребенка относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному. Поддерживать уверенность в себе, чувство, что он преодолеет любые трудности и в то же время всегда может полагаться на вашу помощь, учить рассчитывать свои силы.
  • У ребенка могут не сложиться отношения с учителем или одноклассниками. Необходимо научить видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.
  • Особое внимание следует обращать на распорядок дня детей – это условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Он организует деятельность, приучает к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. Если распорядок не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения.
  • Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.
  •  10  заповедей родителей будущего первоклассника 

  • Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т. д.)».
  • Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказ­ки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).
  • Не ругайте, а тем более не ос­корбляйте ребёнка в присутствии посторонних.
  • Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно погово­рим на эту тему».
  • Научите ребёнка делиться сво­ими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные си­туации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сфор­мировать у него правильную жизненную позицию.
  • Приобщайте ребёнка к эконо­мике семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюд­жете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт). Ставьте в из­вестность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.
  • Постоянно говорите с ребён­ком. Развитие речи — залог хорошей учё­бы. Были в театре (цирке, кино) — пусть расскажет, что ему больше всего понра­вилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно.
  • Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познаватель­ный интерес никогда не иссякнет.
  • Постарайтесь хоть иногда смо­треть на мир глазами вашего ре­бёнка. Видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.
  • Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом. На жалобы о том, что что-то не получа­ется, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попро­бовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ре­бёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
  • Не стройте ваши взаимоотно­шения с ребёнком на запретах. Согласитесь, что они не всегда раз­умны. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребёнку сейчас — фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.
  • Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?
  • Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

    Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.

    Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

    Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

    Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

    Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

    И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

    Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками.

    Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

     

     

Версия сайта для слабовидящих