Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 18 г. Борисова"

Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 18 г. Борисова"

телефон: 8-0177-73-31-38
222518, Республика Беларусь, Минская область, г.Борисов, ул.Энгельса, 62

Страничка учителя-дефектолога

Памятка для педагогов и родителей

«Организация художественно-речевой деятельности"

На современном этапе художественно–речевая деятельность рассматривается не только как средство формирования выразительности и образности речи, но и как средство развития творческих способностей детей.

Первые проявления художественно-речевых способностей наблюдаются в среднем и старшем дошкольном возрастах в словесном творчестве детей. В совокупности психических свойств, определяющих успех в художественно-речевой деятельности, особенно большую роль играют поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык, что является важной предпосылкой для развития художественных  способностей (Д.Н.Дубинина, В.А.Силивон. Н.С.Старжинская, Б.М.Теплов и др.).  Художественная деятельность детей, в которой проявляются и формируются художественные способности, активизируются к концу дошкольного возраста.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

 Для развития художественно-речевой деятельности необходимо:

- читать и рассказывать детям сказки и рассказы,

- разучивать с ними стихи,

- элементарно анализировать художественные тексты,

- пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения,

- придумывать собственные короткие сказки, рассказы, загадки.

Взаимосвязанными компонентами художественно-речевой деятельности дошкольников являются не только восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция), но и элементарное словесное творчество (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк).

Условия для художественно-речевой деятельности  в группе:

  •  Организация в группе книжного уголка;
  •  Организация уголка иллюстраций и картинок;
  •  Организация театрально-игрового центра;
  •  Организация уголка технических средств;
  •  Организация вечеров, развлечений, литературных концертов;
  •  Организация литературных игр, игр-драматизаци;
  •  Организация виртуальных экскурсий в книжный магазин, детскую библиотеку, театр;
  •  Организация выставок детского творчества.

Уголок книги – книжный шкаф или витрина, книжная полка, портреты детских писателей, круглый журнальный столик, стулья, настольная или настенная лампа, иллюстрированные детские книжки, детские журналы:  «Вясёлка», «Мурзилка", "Веселые картинки" и др.

Уголок иллюстраций и картинок – детский столик, тематические папки и альбомы с картинками и открытками (по темам), книжки-ширмы, иллюстрированная детьми витрина для рисунков по литературным произведениям, принадлежности для рисования.

Уголок технических средств – магнитофон, музыкальный центр, диски и аудиокассеты с записями знакомых литературных произведений, фильмоскоп, слайды, диафильмы.

Уголок театра условно разделяется на две части: "Волшебных превращений" и "Встреч с героями театра".  В уголке "волшебных превращений" находится "волшебный ларец" (раскрашенный сундучок) с материалами для инсценировок и игр-драматизаций,   в котором находятся шапочки-маски, элементы костюма, декорации. В уголке "Встреч с героями театра" – пособия для показа различных видов театров (театра кукол, теней, игрушек, настольного),  детская ширма, фланелеграф, "сцена".

Литературные игры:  "Угадай название", "Вспомни и расскажи", "Угадай имя героя этой книги", "Скажи то же, но другими словами", "Скажи наоборот",  «Нарисуем сказку", "Придумай рассказ, сказку по рисунку (или по картинке), "Угадай, к какой картинке иллюстрация", "Отгадай, что нарисовано", "Расскажи сказку по картинкам". Основной целью при организации литературных игр является развитие художественного вкуса детей, воображения и творческого мышления, формирование связной речи. Для игр можно использовать различные иллюстрации и картинки, а также книжки, игрушки.

Таким образом, правильная организация художественно-речевой деятельности способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.

 

Источники

  1. Учебная программа дошкольного образования, Минск, 2019.
  2. Котко, А.н. Развитие творческой индивидуальности старшего дошкольника: учеб.-метод.пособие/ Котко А.Н., ГУО «Акад. последиплом. образования». – 2-е изд., доп. – Мн.: АПО, 2006. – 320 с.

 

НЕПОСЛУШНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

«ВЯЛЫЕ» РУКИ

Распознать их довольно просто. С одной стороны, эти руки не зажаты, сухожилия подтянуты. Пальчики хорошо двигаются, но они очень слабые. Сами ручки ничего не могут удержать. Про­блема таких деток — несформированные мышцы.

Есть множество причин, вызывающих подобную „вялость" рук. Это и врож­денные наследственные проблемы, и защемление какого-то нерва при рож­дении. „Вялые" руки могут быть у де­тей, в раннем детстве мало обща­вшихся с игрушками, родители не сти­мулировали развитие хватательных ре­флексов, которые должны быть сфор­мированы у малыша уже в 3 месяца. Если в 8-9 месяцев, а тем более в год, ребенок не в состоянии цепко удержи­вать в руках игрушки — это тревож­ный симптом. В дальнейшем у такого малыша карандаш будет просто выва­ливаться из рук.

И естественно, такие детишки не хотят рисовать, потому что у них не получа­ется. Уже с 3,5 лет они понимают, что рисуют не красиво по сравнению с дру­гими ребятами, и изо всех сил избега­ют этого процесса.

Мало того, у них может развиться пси­хологический комплекс ., неудачника", ведь их каракули никто в детском сади­ке не хвалит, их творениями не восхи­щаются, а это так важно для детей! Дети с ..вялыми" руками никакого фи­зического дискомфорта не испытыва­ют и легко делают различные упраж­нения пальчиками, без труда складыва­ют ручки в „замок", застегивают пуго­вицы. У них проблемы в другом — на­тренировать мышцы.

Тесты на выявление «вялых» рук

♦ Предложите малышу что-то взять. Показательны будут только хватательные движения трех ведущих пальцев — большого, указательно­го и среднего. Если ребенок начина­ет ловить пальцами карандаш и не знает, как сгруппировать пальцы, если кисточка выпадает из его рук, а чашка, которую он держит за руч­ку, трясется — это симптомы имен­но „вялых" рук.

И ложку такие детки держат в кула­ке потому, что в пальцах просто нет силы, чтобы ее удержать.

♦ Дайте малышу резиновое колеч­ко-экспандер и попросите сжать его

пальчиками. Дети с подобной про­блемой не могут этого сделать.

♦Если у вас нет дома эспандера, попросите малыша сделать левой и правой рукой сперва „козочку" (из кулака поднять вверх указатель­ный палец и мизинец), а потом, не опуская пальцев, перейти в „зайчи­ка" (вверх подняты указательный и средний палец, знак „виктори"). „Вялые" руки, хоть и могут, как пра­вило, сложить пальцы как надо, не могут удерживать их в верти­кальном положении. Пройдет 15-30 секунд, и детские пальчики „поникнут", опустятся вниз.

Упражнения с «вялыми» ручками

Зарядка для пальчиков

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, вот немного отдохнем и опять писать начнем. Под этот стишок выполняются сги­бания и разгибания пальцев, руки согнуты в локтях перед собой. Важно обратить внимание, чтобы пальцы при сгибании касались нижнего края ладони. Постепенно пальцы немеют, а мышцы в запяс­тье тренируются.

„Кисонька-мурысонька"

-Кисонька-мурысонька, где была?

-На мельнице.

- Кисонька-мурысонька, что там делала?

- Муку молола.

-Кисонька-мурысонька, что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна! Не ешь одна!

Пальчики ритмично сгибаются в фалангах так, чтобы их подушечки
касались верхних бугорков в начале ладони. Упражнение выпол­няйте не менее чем под трехкрат­ное чтение стишка. Руки должны по-настоящему ус­тать. Это упражнение — „качал­ка" для мышц пальцев.

„Попробуй, расцепи!"

Пусть малыш сожмет кулачки и со­единит руки перед собой. Кулачки соприкасаются средними фалан­гами пальцев. Из этого положения мизинцы должны зацепиться в „замочек" друг за друга, при этомсами кулачки можно развести в стороны. Задача родителей — растягивая в стороны руки ребен­ка за локти, постараться расце­пить соединенные пальцы. А дет­ки должны удержать „замок". Потом упражнение повторяетсядля каждой пары пальцев отдель­но. Когда эти упражнения будут даваться без труда, к тренировкам можно подключить эспандер.

РУКИ „В ТОНУСЕ"

Причины возникновения тонуса в ру­ках тоже самые разные. Это может быть небольшая родовая травма, за­щемление нервов при родах. Иногда тонус носит травматический характер, например может быть результатом не­удачного падения ребенка. Еще более сложный вариант, когда причиной то­нуса служат психологические пробле­мы. Например, зажатость может вызы­вать повышенное чувство страха у ре­бенка. В любом случае, прежде чем ра­ботать с такими детьми, их надо успо­коить и максимально расслабить. Ручки „в тонусе" узнать тоже не слож­но: попробуйте вынуть из рук у такого ребенка карандаш. Он все держит „мертвой хваткой". И с такой силой да­вит на карандаш, когда рисует, что бу­мага иногда не выдерживает — рвет­ся. При этом сам малыш нажима не ощущает. Он даже может поранить се­бя своими же карандашами. Причина — в мышцах, которые не раз­жимаются до конца. Понаблюдайте, с каким усилием ребенок сжимает ложку или чашку! Такие детки очень быстро устают, их мышцы постоянно перена­пряжены. А значит, им трудно бывает сосредоточиться на заданиях, они ху­же учатся в школе.

Хороший специалист диагностирует тонус в руках крохи еще в раннем дет­стве. Исправить этот дефект в до­школьном возрасте куда легче, чем когда ребенку уже пора садиться за парту. Тонус в руках во всей красе про­являет себя уже к 5-6 годам. Но роди­телям следует начать беспокоиться, ес­ли 3-летний малыш, которому на про­тяжении, скажем, полугода поправляют захват ложки и вилки, по-прежнему берет их неправильно. Руки „в тонусе" поддаются коррекции значительно хуже, чем „вялые". Одна­ко, если вовремя начать работать с ма­лышом, к школе от этих проблем не ос­танется и следа. А вот не убранный в детстве тонус будет напоминать о себе всегда: корявым почерком, неумением быстро писать или сниженным внима­нием. Со временем образуются „костя­ные" мозоли, убрать которые можно уже только хирургическим путем.

Тесты для выявления тонуса в руках.

♦ Предложите ребенку, окунув руч­ки в краску, оставить их следы

на бумаге. Руки „в тонусе" поставят свой отпечаток в полную силу!

♦ „Кисонька-мурысонька" (см. в уп­ражнениях для „вялых" ручек).

Руки „в тонусе" это упражнение полноценно выполнить не могут. Пальчики, согнутые в фалангах, либо с трудом дотягиваются поду­шечками пальцев до ладони, либо вообще не дотягиваются до ее верхних бугорков.

Упражнения для рук „в тонусе"

Работать с этой проблемой нужно начинать как можно раньше, по крайней мере в 3 года. Тем бы­стрее занятия дадут эффект.

„Козочка" и „зайка"

Попросите малыша сделать все то же упражнение: левой и правой рукой сперва „козочку" (из кулака поднять вверх указательный па­лец и мизинец), а потом, не опус­кая пальцев,„зайчика"(вверх подняты указательный и средний палец). Руки „в тонусе" не могут выпрямить пальцы, их не пускают зажатые мышцы. Упражнение по­лезно делать не только для разра­ботки пальчиков, но и для трени­ровки определенных мыслитель­ных навыков комбинирования.

„Собачка"

После этого можно делать еще „собачку". Попросите малыша поднять мизинец и указательный палец вертикально вверх, а сред­ний и безымянный вытянуть и уложить на большой палец.

„Мышка"

То же положение пальцев, что и в предыдущем упражнении, толь­ко указательный пальчик и мизи­нец полностью согнуты. Надо учи­тывать, что у ребенка в этих упражнениях разрабатываются и тянутся сухожилия, поэтому он мо­жет испытывать дискомфорт. Задача — в каждой позиции удерживать комбинацию пальцев хотя бы по 15 секунд.

„Дотянись пальчиком"

Раскройте ладонь ребенка, при­держите своими пальцами вытяну­тые прямые пальчики малыша. Выпустив один пальчик, скажем мизинец, попросите ребенка дотя­нуться им до ладошки. Проделайте это. По очереди каждым пальчи­ком. Ни в коем случае не дотяги­вайте палец ребенка до ладошки собственным усилием, ему нужно справиться самому — только тогда упражнение даст результат.

„Замок"

Разведите руки широко в стороны и попросите ребенка соединить их в „замок". У „вялых" рук паль­цы без усилий попадут на свои места. Руки же „в тонусе" сложат „замок" неверно. Попытайтесь растянуть, раскрыть этот „замок". Ручки „в тонусе" хоть и вжаты друг в друга, но достаточно легко разъедутся, потому что зажатые мышцы держат каждый палец по отдельности в напряжении, одна­ко комплексно кисть не работает

„КОСТНЫЕ" РУКИ

Проблема „костных" рук — отсутствие пластичности в суставах и фалангах пальцев. Эти ручки как будто одереве­нели. Выявить такие руки специалист может уже к году. Работа с ручками 4-5-летних малышей приведет к успеху только в 60 процентах случаев. Виновата в этой патологии наследст­венность. „Хрустящие" пальчики тоже могут быть одним из показателей не­благополучия в суставах. Ручку и ка­рандаш такие дети держат неправиль­но — прямыми пальцами, не сгибая их в фалангах. А пишут всей рукой, избе­гая волновых движений кисти. Одна из разновидностей проблем „кос­тяных" ручек — „одеревенение" кисте­вой косточки, когда рука не действует в запястье. Этим детишкам письмо да­ется особенно сложно, ведь они пишут не кистью, а всей рукой — от локтя или от плеча. Напряжение в ручках влияет и на осанку.

Убедите малыша в необходимости за­ниматься. А после урока позвольте ему насладиться гибкостью и послушнос­тью своих ручек!

Тесты для выявления „костных" рук

  • Предложите крохе покрутить кис­тями рук — „костные" ручки с зада­нием справятся с большим трудом.
  • Попросите малыша соединить ла­дони перед грудью „топориком",а локти развести в стороны парал­лельно полу, не поднимая плеч.

Малыш с тонусом в руках это упраж­нение проделает без затруднения, а вот у ребенка с „костными" ручка­ми ладошки снизу разъедутся, пре­вратившись в „крышу" домика. Попросите ребенка опустить „топо­рик" острием вниз. „Костные" руки не смогут и этого сделать. Они не в состоянии даже покачать „лезви­ем" такого топорика.

♦ Пусть ребенок, поставив локоть на стол вертикально, сперва выгнет кисть параллельно полу, а потом, подняв ладошку, отогнет назад па­раллельно полу пальчики. Ручки с костными проблемами и этот тест не пройдут, поскольку им не под силу такие движения.

Упражнения для „костных" ручек

Полностью восстановить подвиж­ность суставов рук можно, если начать заниматься с грудничком.

„Веселый замок"

Покрутите в разные стороны сло­женные в „замок" ручки.

„Пирамидка"

Попросите малыша переплести пальчики на одной руке друг с дру­гом по такой схеме: на указатель­ный палец положить средний, на средний —

безымянный, а на безымянный — мизинец. Пусть другая ручка поможет. Задача — удержать ее хотя бы пару минут.

Не укладывайте сами пальчики ре­бенка в „пирамидку", поскольку тогда высока вероятность травми­рования суставов. Ребенок дол­жен выполнить упражнение сам, ориентируясь на свои ощущения.

„Собачьи лапки"

Согните руки в локтях перед собой и потрясите расслабленными кис­тями как можно быстрее и доль­ше, пока руки не станут по-настоя­щему свинцово-ватными. А теперь медленно поднимите их через стороны вверх и опустите вниз. Должно возникнуть ощуще­ние, что вы парите в воздухе.

Ставим ребенку ручку и готовим к письму, не забегая вперед

♦ Не учите малыша прописям, пока его рука полностью не подготовлена письму. Конкретные графические задания по рисованию можно давать ребенку только в том случае, когда его рука абсолютно правильно лежит на опоре, малыш берет в пальцы карандаш как положено и работает кистью.

♦ Пока не снят тонус в руке, не учи­те ребенка писать буквы: это только усугубит скованность руки.

♦ Не спешите научить малыша пи­сать прописные буквы — у каждого учителя свои требования, переучи­ваться будет сложнее. Отрабатывай­те с ребенком только написание эле­ментов букв: палочек, закорючек, петелек. Пусть он пишет письма пе­чатными буквами. Следите, чтобы в поле зрения малыша при написа­нии букв всегда удерживалась „кле­точка": буквы не должны вылезать за установленные границы.

  • Не заставляйте детей для трени­ровки нажима рисовать кружочки.
  • Неплохое упражнение — рисова­ние точки. „Топтаться" на одном мес­те получается не у всех малышей.

К школе готов!

Попросите ребенка без отрыва руки провести горизонтальную линию вдоль длинного края листа бумаги. Если без труда проведет — смело ведите в первый класс!

 

Версия сайта для слабовидящих